Ан-225 «Мрия»

Самые гигантские транспортные самолеты

Активное развитие авиакосмической отрасли послужило основанием для созданию уникальных транспортных самолетов, способных перевозить практически любой крупногабаритный груз. Уже начиная с 1960-х годов транспортной авиации пришлось решать непростые задачи по перевозке ступеней космических ракет, а позднее и космических кораблей.

Американские воздушные грузовики

1. Boeing 377 «Super Guppy»

В ходе развития космической программы Saturn была создана не только успешная американская ракета-носитель с одноименным названием, но и весьма необычный самолет — Boeing 377 «Super Guppy», который построила американская компания Aero Spacelines.

Boeing 377 «Super Guppy»
Boeing 377 «Super Guppy»

До этого части ракеты перемещали по воде с тихоокеанского побережья США на атлантическое. Фрагменты ракеты доставляла специальная баржа, время в пути отнимало около трех недель при благоприятных погодных условиях. Такие сроки и стоимость транспортировки совершенно не устраивали NASA, поэтому в космическом агентстве была поставлена задача устранить эти проблемы. Которую и решили при помощи американской компании Aero Spacelines, представившей в 1962 году самолет «Pregnant Guppy».

После трех лет успешной эксплуатации было произведено пять самолетов «Super Guppy», представляющих собой улучшенную версию «Pregnant Guppy». Основой транспортного самолета послужилл четырехмоторный пассажирский лайнер Boeing 377 «Stratocruiser», у которого был радикально модифицирован фюзеляж, крылья, хвостовое оперение и установлены более мощные двигатели Allison 501 D22 мощностью 4680 л.с. каждый.

Boeing 377 «Stratocruiser» после увеличения длины и диаметра фюзеляжа на самом деле стал напоминать беременную рыбину. Из-за возросшего веса и ухудшившейся аэродинамики «Super Guppy» мог лететь с крейсерской скоростью 407 км/ч, против 547 км/ч у Boeing 377 «Stratocruiser». Дальность полета также пострадала и сократилась примерно в два раза — 3200 км вместо 6760 км. Но даже несмотря на это, «Super Guppy» успешно доставлял ступени ракеты с западного на восточное побережье США в разы быстрее и дешевле медленной и дорогой в аренде баржи. NASA оставила себе один такой самолет, доживший до второго десятилетия XXI века и используемый в перевозке модулей Международной космической станции (МКС). В настоящее время эксплуатируется только один принадлежащий NASA Boeing 377 «Super Guppy», а четыре других самолета находятся на консервации.

2. Boeing 747-100 SCA (Shuttle Carrier Aircraft)

После реализации программы космических кораблей многоразового использования «Space Shuttle», перед NASA встала проблема их доставки с аэродромов приземления обратно на базу ВВС США на мысе Канаверал, где они отправлялись в космос. Один аэродром посадки находился во Флориде, откуда корабль можно было доставить к стартовому столу с помощью специального транспортера, но второй аэродром находился в Калифорнии, поэтому для транспортировки «челнока» снова возникала необходимость решать вопрос транспортировки с помощью баржи.

Было принято решение использовать для перевозки многоразовых кораблей один из выпускающихся транспортных самолетов. Стало очевидным, что «Space Shuttle» должен был перевозиться на «спине» самолета, а не внутри фюзеляжа, в который он бы просто не поместился. В качестве перевозчика выбор остановили на Boeing 747-100. У самолета укрепили фюзеляж, установили стыковочные узлы, демонтировали пассажирские кресла, вместо которых по всей длине салона был размещен балласт для центровки. Также были модифицированы крылья, заднее оперение и установлены более мощные двигатели.

Boeing 747-100 SCA (Shuttle Carrier Aircraft)
Boeing 747-100 SCA (Shuttle Carrier Aircraft)

Сам космический корабль оборудовался при транспортировке специальным колпаком в задней части, нормализующим аэродинамический поток. Перевозимый на фюзеляже 68-тонный груз существенно снижал характеристики Boeing 747-100: дальность полета снизилась до 1850 километров против изначальных 10 000 км, а максимальная скорость упала до 735 км/ч. Концерн Boeing переоборудовал из гражданских лайнеров до уровня 747-100 SCA (Shuttle Carrier Aircraft) два самолета. Первый самолет начал эксплуатироваться в 1977 году, затем в строй вступил второй, и они успешно трудились вплоть до 2012 года, когда необходимость в них исчезла вследствие закрытия программы «Space Shuttle».

После вывода из эксплуатации один самолет сразу же списали и он превратился в донора запчастей, тем не менее, совсем пилить его на металлолом не стали и решили сохранить в качестве самолета-памятника. Второй Boeing 747-100 SCA сначала перевез оставшиеся космические «челноки» по авиационным музеям США, а потом и сам встал на вечную стоянку в музее космического центра Хьюстона с полноразмерным макетом челнока на фюзеляже.

3. Boeing 747-400 LCF (Large Cargo Freighter) «Dreamlifter»

После появления в модельном ряду Boeing лайнера 787 «Dreamliner», сразу же возникла задача транспортировки крупногабаритных частей самолета из японских и европейских заводов в США, для конечной сборки «Дримлайнера».

Boeing 787 стал глобальным проектом, к примеру, доля произведенных в Японии комплектующих составила почти 35%. Именно в Японии производились секции фюзеляжа и крылья, а хвостовое оперение в Италии и Южной Корее. Для доставки всех этих габаритных частей «Дримлайнера» на завод Boeing, возникла необходимость в подобии «Super Guppy», только вместительней и более грузоподъемном. Поэтому в середине 2000-х годов Boeing и тайваньская фирма Evergreen Aviation Technologies существенно модернизировали пассажирский лайнер Boeing 747-400, после чего он стал называться Boeing 747-400 LCF (Large Cargo Freighter) «Dreamlifter». По факту самолет получил новый фюзеляж с рекордной площадью грузового отделения, достигающей 1840 кв. метров.

Boeing 747-400 LCF (Large Cargo Freighter) «Dreamlifter»
Boeing 747-400 LCF (Large Cargo Freighter) «Dreamlifter»

При проектировании этого самолета был принят во внимание опыт разработки «Super Guppy», и грузы было решено загружать не через носовую часть, а через хвостовую. Это позволило сильно упростить процесс погрузки, так как не нужно было расстыковывать многочисленные трубопроводы и отсоединять кабели системы управления.

Самолет поднимает груз массой 113 тонн и может доставлять его на расстояние до 7800 километров. С 2006 года было выпущено четыре Boeing 747-400 LCF «Dreamlifter», которые активно эксплуатируются и являются важнейшим компонентом программы производства Boeing 787 «Dreamliner».

Европейские летающие монстры Airbus

4. Airbus A330-600 ST (Super Transporter)

Европейский авиастроительный концерн Airbus, чьи заводы расположены во многих странах Евросоюза, с первых же дней нуждался в решении вопроса транспортировки секций фюзеляжа и крыльев из одной части Европы в другую. Сначала на помощь европейским авиастроителям пришел американский ветеран — Boeing 377 «Super Guppy». Однако по прошествии времени он исчерпал свои возможности и Airbus приступил к разработке собственного транспортного самолета. Он был создан к 1995 году и получил имя Airbus A330-600 ST (Super Transporter).

Airbus A330-600 ST «Beluga»
Airbus A330-600 ST «Beluga»

Самолет построен на базе пассажирского лайнера Airbus A300 и отличается от него полностью переделанным фюзеляжем, который стал шире и выше. Носовая часть с кабиной экипажа была опущена вниз, доработано хвостовое оперение. Погрузка осуществляется через поднимающуюся переднюю аппарель. Помимо самого самолета, потребовалось также разработать и специальный погрузчик, рассчитанный на работу только с этими самолетами. Площадь внутреннего грузового отсека составляет 1210 квадратных метров, самолет массой 155 тонн способен перевозить 47-тонные грузы на дальность до 1700 км со скоростью 750 км/ч.

Airbus A330-600 ST «Beluga»
Airbus A330-600 ST «Beluga»

Всего было выпущено 5 самолетов Airbus «Beluga», и все они продолжают эксплуатироваться. Эти самолеты также сдаются в аренду и среди арендаторов присутствовали и госструктуры, например министерство обороны Германии.

Со временем, в связи с пополнением модельного ряда, европейскому авиаконцерну потребовались более вместительные самолеты, и с 2014 года начались работы по созданию транспортника Airbus «Beluga XL». Самолет построили на базе лайнера Airbus A330-200, и от предшественника он отличается возросшей до 227 тонн массой, удлиненным на 7 метров фюзеляжем и способностью перевозить грузы массой до 53 тонн на дальность 4000 километров.

Увеличение диаметра фюзеляжа дало возможность «Beluga XL» перевозить крупные фрагменты других лайнеров Airbus, например, фюзеляж Airbus A330, на базе которого и построен сам транспортник. Всего планируется выпустить шесть самолетов данного типа, первый из которых начал выполнять перевозки в январе 2020 года. Предполагалось заменить Airbus «Beluga» его более вместительным собратом, но затем было принято решение использовать обе модели.

Воздушные грузовики Советского Союза

5. ВМ-Т «Атлант»

С развитием советской космической программы «Энергия-Буран» в СССР так же возникла проблема доставки на космодром Байконур частей ракет и космического челнока «Буран». В Советском Союзе был только один единственный вариант перевозки таких крупных деталей — на специальном самолете-носителе. КБ Мясищева разработало на основе стратегического бомбардировщика 3М уникальный самолет ВМ-Т «Атлант», способный транспортировать на своем фюзеляже как детали тяжелой ракеты «Энергия», так и космический корабль «Буран». Для этих узкоспециальных задач самолет подвергся серьезным доработкам.

ВМ-Т «Атлант»
ВМ-Т «Атлант»

Фюзеляж ВМ-Т «Атлант» был увеличен в длину на 4,7 метра, совершенно изменено хвостовое оперение. ВМ-Т «Атлант» в 1984 году отправился в свой первый рейс на Байконур с центральной частью ракетного комплекса «Энергия» закрепленной на фюзеляже. Всего было построено три самолета ВМ-Т «Атлант», один из которых был предназначен только для тестирований.

ВМ-Т «Атлант»
ВМ-Т «Атлант»

Два других совершили более 150 полетов на космодром Байконур, выполнив перевозки в рамках всей программы «Энергия-Буран», которая была закрыта в начале девяностых годов, соответственно, остался без работы и ВМ-Т «Атлант». Самолетам пытались подыскать другое применение, но их уникальность так и осталась невостребованной.

6. Ан-225 «Мрия»

Преемником ВМ-Т «Атлант» в программе «Энергия-Буран» должен был стать тяжёлый транспортный самолёт Ан-225 «Мрия», разработанный КБ Антонова на базе Ан-124 «Руслан». Но к моменту создания единственного экземпляра Ан-225, все необходимые перевозки в рамках программы выполнил ВМ-Т «Атлант», а вскоре программа была свёрнута и впоследствии закрыта.

Ан-225 «Мрия»
Ан-225 «Мрия»

Ан-225 успел только несколько раз перевезти космический челнок «Буран» в демонстрационных целях. Полная масса «Мрии» может достигать 640 тонн, она способна перевозить крупногабаритные грузы массой 250 тонн, как внутри фюзеляжа, так и на нём. Дальность полета с грузом 200 тонн составляет 4 000 километров с крейсерской скоростью 850 км/ч, а практическая дальность — 15 400 км.

За уникальным Ан-225 «Мрия» числится более 250 мировых рекордов, и до сих пор его внушительные характеристики не удалось превзойти ни одному другому самолету в мире. Например, пока что ни один самолет не смог поднять в воздух груз массой 253,8 тонны. Радует тот факт, что единственный выпущенный Ан-225 «Мрия» продолжает летать и сейчас. Самолет находит своих заказчиков на перевозку крупногабаритных грузов, напрмер лопасти ветряных генераторов или турбины для электростанций.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
Необязательное поле
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Pin It on Pinterest

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x