Т-4

Т-4: 100-тонный убийца авианосцев, обогнавший звук

Практически каждый, знакомый с авиацией человек, с уверенностью скажет, что бомбардировщик медленнее истребителя. Однако еще в начале 60-х годов прошлого века в нашей стране был создан сверхзвуковой бомбардировщик, способный развивать скорость в 3200 км/ч, которая значительно превышала не только скоростные показатели истребителей, но и существовавших на тот момент ракет!

Разработка

Основное назначение сверхзвукового ударно-разведывательного комплекса Т-4 (изделие 100 или «Сотка») заключалось в поиске и уничтожении крупных надводных целей типа авианосцев, ракетоносцев, морских транспортов, наземных объектов стратегического назначения, а также в ведении воздушной разведки.

Т-4 в сборочном ангаре
Т-4 в сборочном ангаре

Планировалось, что самолет, имеющий взлетную массу 100-110 тонн при крейсерской скорости 3000-3200 км/ч на высоте 20-24 км без подвесных топливных баков, будет обладать дальностью действия 6000 километров. В конце 1963 года ударно-разведывательный самолет Т-4 отдельным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был принят к разработке. Процесс производства и проектирования «Сотки» занял почти девять лет.

Схема с описанием узлов самолета Т-4
Схема с описанием узлов самолета Т-4

Но коэффициент новизны у «Сотки» был близок к 100%. При проектировании обычных самолетов эта величина обычно в два раза меньше.

Профили корпуса Т-4
Профили корпуса Т-4

Для Т-4 были созданы специальные жаропрочные сплавы, неметаллические материалы, особая резина и пр. Практически все в конструкции этой машины разрабатывалось впервые.

Конструкция

Т-4 стал для своих создателей своего рода уникальным «техническим университетом». Ведь при его разработке и изготовлении было внедрено порядка 600 различных изобретений. Например одним из пунктов техзадания требовалось обеспечить полет с крейсерской скоростью 3000 км/ч и преодоления теплового барьера с нагревом конструкции планера до 300 градусов. Ни один самолет, построенный к тому времени в СССР, не имел такого большого количества оригинальных разработок.

Самолет Т-4 оснастили несколькими комплексами радиоэлектронного оборудования. Навигационным — на базе астроинерциальной системы с индикацией на планшете и многофункциональными пультами управления. Прицельным — на базе радиолокатора переднего обзора с большой дальностью обнаружения. Разведывательным — включавшем оптические, инфракрасные, радиотехнические датчики и впервые применявшуюся РЛС бокового обзора.

Кабина пилота самолета Т-4
Кабина пилота самолета Т-4

Самолет планировалось оснастить системой автоматизированного обхода наземных препятствий при полете на малой высоте. Автоматизация управления бортовым оборудованием была так
высока, что позволяла ограничить экипаж самолета летчиком и штурманом-оператором. Для пилотирования самолета применялась ручка управления истребительного типа.

Конструкция самолета интересна также и тем, что после взлёта и подъёма носового обтекателя в рабочее положение (для сверхзвукового полёта) экипаж мог смотреть вперед только через перископ, остекление кабины давало возможность смотреть только вбок-вверх через 4 иллюминатора, так как носовой обтекатель остекления не имел.

Положения носового обтекателя Т-4 при разных режимах полета
Положения носового обтекателя Т-4 при разных режимах полета

Двигатели

Столь исключительный самолет требовал не менее уникальных двигателей, которые могли бы работать в невиданных ранее условиях высоких температур, разреженного воздуха и на нетрадиционном топливе. Изначально на Т-4 предполагалась установка трех разных типов двигателей, но в итоге остановились на одном — РД36−41, разработку которого вело рыбинское ОКБ-36 (ныне НПО «Сатурн»).

Сопла двигателей Т-4
Сопла двигателей Т-4

Двигатель был дальним родственником мощнейшего бесфорсажного советского двигателя 1950-х годов ВД-7, которым, в частности, оснащались мясищевские бомбардировщики 3 М. Двигатель самолета получил одновальный 11-ступенчатый компрессор, форсажную камеру и двухступенчатую турбину с воздушным охлаждением лопаток первой ступени, что позволило увеличить температуру газа перед турбиной до 950К. На создание РД36−41 ушло в общей сложности около десяти лет, и на его базе были созданы другие, не менее уникальные двигатели: РД36−51А стояли на пассажирском Ту-144Д, РД36−51В — на сверхвысотном разведчике М-17 «Стратосфера», РД36−35 применялись при испытаниях орбитального самолета «Спираль».

Вооружение

Вооружение Т-4 состояло из двух гиперзвуковых противокорабельных ракет Х-45 с дальностью пуска в 1500 километров. Свободнопадающие бомбы и топливо были расположены в сбрасываемом подфюзеляжном контейнере.

Летные испытания

22 августа 1972 года, летчик-испытатель Владимир Ильюшин вместе со штурманом Н. Алферовым заняли свои места в кабине первого опытного экземпляра Т-4.

Т-4 перед вылетом
Т-4 перед вылетом

Машина легко взлетела и быстро набрала высоту. Первый сорокаминутный полет прошел успешно и без каких-либо замечаний. «Это самолет двадцать первого века», − сказал Владимир Ильюшин после мягкой посадки.

Первый полет Т-4
Первый полет Т-4

По плану летных испытаний первого этапа прошло девять полетов ракетоносцев Т-4. Стотонная машина управлялась так же легко, как обычный истребитель. Полученные летные характеристики полностью совпадали с расчетными. До января 1974 года было совершено 10 полётов.

Достигнута скорость, равная 1,36 Маха на высоте 12000 м.

Конец проекта

28 февраля 1976 года вышел приказ Министра авиационной промышленности СССР о закрытии «изделия 100» в целях сосредоточения сил и средств на разработку Ту-160. В дальнейшем разрабатывались варианты Т-4М (главные изменения заключались в изменяемой стреловидности крыла, переработанной силовой установке) и Т-4МС (фактически уже другая машина, от первоначального облика самолёта мало что оставалось), но и они не были приняты. Существовал проект пассажирского варианта Т-4, конкурентный реализованному Ту-144. Модифицированная Т-4 также рассматривалась в качестве самолёта-разгонщика для авиационно-космической системы «Спираль». Единственный летный экземпляр Т-4, самолет «101», в 1975 году был направлен на вечную стоянку в Музей ВВС в Монино.

Т-4 в Музее ВВС в Монино
Т-4 в Музее ВВС в Монино

Фрагменты самолета «102» экспонировались в ангаре Московского авиационного института (МАИ), но впоследствии были разрезаны на металлолом. Та же судьба постигла и частично собранный самолет «103».

Тактико-технические характеристики Т-4
Тактико-технические характеристики Т-4
0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
Необязательное поле
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Pin It on Pinterest

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x