Подводная лодка «Ictineo I»

Какая подлодка стала прообразом знаменитого «Наутилуса» Жюля Верна?

Во дворе Морского музея Барселоны установлена реплика первой испанской подводной лодки «Ictineo I».

Идея построить свою первую подводную лодку пришла к Нарсису Монтуриолю в 1857 году, когда он, наблюдая за работой сборщиков кораллов, стал свидетелем гибели одного из рабочих. Вернувшись после этого случая в Барселону, Нарсис Монтуриоль основал компанию «Monturiol, Font, Altadill y Cia», которая взяла на себя расходы по строительству подводной лодки.

Подводная лодка «Ictineo I»
Подводная лодка «Ictineo I»

Название Ictineo образовано из греческих слов «ikhtys» (рыба) и «naus» (корабль). Построена она была в 1859г инженером по имени Narcis Monturiol. Длина 7 метров, водоизмещение около 10т. Экипаж 4 человека. Конструкция деревянная, двухкорпусная. Конструктивно аппарат представлял собой герметичный эллипсоид, способный выдержать давление воды и наружную обтекаемую оболочку.

Из финансовых соображений основным строительным материалом стало дерево — внутренний «прочный корпус» был выполнен из дубовых колец, обшитых досками из оливкового дерева и покрыт снаружи 2 миллиметровыми медными листами. Диаметр обитаемого отсека составлял 2 метра при длине 4 метра. По расчетам изобретателя, корпус был способен выдержать давление воды на глубине до 500 метров, однако Монтуриоль не стал заглядывать так далеко, а в целях безопасности ограничил глубину погружения 50 метрами. Внешняя оболочка имела длину 7 метров и высоту 2.5 метра, внутри неё были установлены 4 балластные цистерны. Безопасность обеспечивал балласт, который сбрасывался при невозможности продуть воздухом «плавательные пузыри» — без балласта лодка получала положительную плавучесть. Внутри «прочного корпуса» был установлен груз, который можно было перемещать по направляющим, меняя центр тяжести аппарата. Для обзора использовались иллюминаторы конической формы из толстого стекла.

Подводная лодка «Ictineo I»
Подводная лодка «Ictineo I»

Первое погружение состоялось в порту Барселоны 28 июня и едва не закончилось катастрофой: аппарат наткнулся на остатки свай не дне и повредил внешнюю оболочку. Средств на полноценный ремонт у изобретателя уже не осталось, поэтому субмарина была восстановлена с ограничением глубины погружения до 20 метров. В течении лета Монтуриоль выполнил более 20 погружений, постепенно наращивая глубину и время пребывания под водой. В результате была достигнута глубина в 20 метров, на которой изобретатель с напарником провели более двух часов, используя только воздух внутри корпуса. Тогда же Монтуриоль предложил для увеличения времени подводного плавания использовать сжатый воздух и химические поглотители углекислоты.

Подводная лодка «Ictineo I»
Подводная лодка «Ictineo I»

До 1862г «Ictineo I» совершила более 20 погружений, пока в нее на стоянке не врезалось грузовое судно. Восстанавливать аппарат изобретатель не стал, а занялся постройкой более совершенной модели «Ictineo II» с механическим (паровым) приводом.

Подводная лодка «Ictineo II»
Подводная лодка «Ictineo II»

Проект «Ictineo II» был частично реализован на пожертвования. Изобретатель объявил общенародную подписку, и ему удалось настолько сильно заинтересовать соотечественников идеей подводного флота, что они собрали весьма приличную сумму в 300 тысяч песет. Для сравнения, на эти деньги можно было соорудить пять парусных фрегатов или два паровых. Н. Монтуриоль построил на них первую в мире подводную лодку с тепловым двигателем, получившую название «Ictineo II». При этом изобретенный им двигатель был абсолютно уникальным. Он представлял собой комбинированную паросиловую установку с шестью цилиндрами и двумя котлами. При движении на поверхности она действовала как обычная паровая машина с угольной топкой, которая разогревала один котел, работавший на три цилиндра. Перед погружением топку гасили, а под водой включался второй котел, тоже работавший на три цилиндра, но нагревавшийся за счет экзотермической реакции взаимодействия цинкового порошка с диоксидом марганца и хлоратом калия. При этой реакции выделялся кислород, освежавший атмосферу внутри корпуса.

Чертежи подводной лодки «Ictineo II»
Чертежи подводной лодки «Ictineo II»

«Ictineo II» имел водоизмещение 46 тонн, длину 17 метров, а его прочный корпус вмещал до 20 человек. Мощность угольной паровой машины составляла 6 л.с., а «химической» — всего 2 л.с. Конечно, для 46-тонного судна этого было явно маловато. Поначалу Монтуриоль намеревался строить субмарину из металла, но набранной суммы на это не хватило. Поэтому «Ictineo II» получился деревянным, лишь с отдельными металлическими деталями и узлами. Он был «чисто» экспериментальным судном, без каких-либо приспособлений для военного или коммерческого применения.

Модель подводная лодки «Ictineo II» в разрезе
Модель подводная лодки «Ictineo II» в разрезе

Субмарину спустили на воду в Барселоне весной 1865 года, а 20 мая она успешно совершила погружение на 30 метров (98 футов). Однако двигатель при этом не включался. 22 октября 1867 года «Ictineo II» уже ходил по поверхности на паровой тяге со средней скоростью 3,5 узла (4,0 миль в час), достигнув 22 октября максимальной скорости 4,5 узла (5,2 миль в час). Той же осенью при погружении был задействован химический парогенератор для подводного хода.

Тем временем, деньги у Монтуриоля закончились, а поиски новых спонсоров и попытки выбить государственное финансирование успехом не увенчались. Инженер попытался организовать выпуск акций и заинтересовать испанское правительство военным кораблем Ictineo III, который бы имел экипаж уже из 250 человек и был бы вооружен огромным тараном.

Эскиз проекта подводной лодки «Ictineo III»
Эскиз проекта подводной лодки «Ictineo III»

Но все было тщетно и этот корабль так никогда и не сошел с чертежной доски. Мало того, от него, как от судовладельца, потребовали выплатить соответствующий налог за три года. А на изобретателе уже висели долги почти в 100 тысяч песет. Ему не оставалось ничего иного, кроме как объявить себя банкротом. Субмарину конфисковали в погашение задолженности, а кредиторы, не зная, что с ней делать, в 1868 году отправили «Ictineo II» на слом. Двигатель судна был продан на текстильную фабрику, иллюминаторы нашли своё применение в качестве окон для ванной. Вот такая печальная судьба постигла одну из первых действующих подводных лодок, но не смотря на это, по свидетельствам историков, именно она послужила прообразом знаменитого «Наутилуса» Жюля Верна.

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest