История подводных авианосцев

Исторический обзор необычных образцов военной конструкторской мысли: подводных авианосцев.

Японские авианесущие подлодки

Японская авианесущая подлодка

Идея объединить надводный корабль-авианосец и подводную лодку появилась еще в период Первой мировой. Грезившая созданием империи в Тихом океане, Япония одной из первых решилась воплотить в жизнь такой проект.

Если раньше базирующиеся на борту подводной лодки самолеты применяли исключительно для разведки, то японцы задумывались о бомбардировках далеких и недосягаемых территорий. Первую подлодку, способную нести на себе самолеты, японцы построили уже к 1932 году. Подводная лодка I-5 проекта J-1M получила герметичный ангар, где мог помещаться маленький гидроплан, который мог применяться для разведывательных задач. Но уже на ранних этапах реализации этого проекта у японцев возник ряд проблем. Герметизация большого люка ангара оказалось сложной инженерной задачей. Кран, который цеплял самолет, часто отказывал в условиях соленой морской воды. Также, как и на некоторых других подводных авианосцах, на субмарине не было взлетной палубы. Самолет просто спускали на воду при помощи крана, а потом точно так же подбирали.

В 1935 году японский флот получил еще одну похожую лодку: I-6 проекта J-2.

Схема авианесущего подводного крейсера I-6 проекта J2 (вид с левого борта в разрезе)
Схема авианесущего подводного крейсера I-6 проекта J2 (вид с левого борта в разрезе)

Она несла один гидросамолет, который также совершал старт с поверхности океана. Ангар увеличенного объема позволил разместить там гидросамолет Watanabe E9W, специально спроектированный для применения с борта подводных лодок. Он представлял собой биплан с двумя поплавками, оснащенный двигателем Hitachi Tempu II мощностью в 300 лошадиных сил, который вращал двухлопастный деревянный винт постоянного шага. Самолет можно было легко собирать и разбирать прямо на палубе подводной лодки, что было очевидным положительным моментом.

Гидросамолет Watanabe E9W
Гидросамолет Watanabe E9W

Учтя недостатки лодок I-5 и I-6, был разработан более удачный проект подводного авианосца J-3. Лодки производились уже не в единичных экземплярах, а мини-серией в две единицы – I-7 и I-8. Ангар субмарины вмещал уже два самолета, а для их взлета использовали катапульту и трамплин. Империя спешила: лодку I-7 спустили на воду в 1939 году, а немного позже достроили I-8.

Незадолго до атаки на Перл-Харбор японский Военно-морской флот пополнила еще одна похожая субмарина – I-9 проекта A1, который включал в себя три подводные лодки, каждая из которых несла один гидросамолет. Полученный японцами опыт позволил создать и первый действительно массовый подводный авианосец в истории. Летом 1942 года японцы спустили на воду лодку I-15 проекта B1: до 1944-го они построили двадцать субмарин этого типа.

Важной отличительной особенностью более поздних японских лодок был возросший, если можно так сказать, воздушный потенциал. Ранее упомянутый Watanabe E9W заменили на гораздо более современный гидросамолет Yokosuka E14Y. Это одномоторный моноплан смешанной конструкции с двумя поплавками, который мог нести малокалиберные бомбы и был оснащен оборонительным пулеметом. В сентябре 1942 года самолет Yokosuka E14Y, доставленный лодкой I-25 типа B1, совершил налет на территорию штата Орегон, сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы. Благодаря этой миссии субмарина I-25 вошла в историю: рейд Yokosuka E14Y стал единственным случаем бомбардировки континентальной части США с самолета за всю Вторую мировую.

Подводный авианосец I-25
Подводный авианосец I-25

Субмарина I-25 имела длину 108,7 метра, ее полное водоизмещение составляло 3654 тонны. Экипаж субмарины – 94 человека. Лодка имела шесть 533-миллиметровых носовых торпедных аппаратов, а также 140-миллиметровое морское орудие. Третьего сентября 1943 года I-25 была потоплена американским эсминцем. 

Настоящим прорывом стали японские подлодки типа I-400, первые из которых завершили в 1944-1945-х. Лодка имела солидное полное водоизмещение в 5223 тонны, а экипаж достигал 195 человек, включая несколько десятков офицеров.

Японская авианесущая подлодка I-401, одна из трех авианесущих лодок серии I-400
Японская авианесущая подлодка I-401, одна из трех авианесущих лодок серии I-400

Каждая такая субмарина имела серьезную авиагруппу, состоявшую из трёх гидросамолётов, бомбардировщиков-торпедоносцев Aichi M6A Seiran, с возможностью перевозить также четвёртый в частично разобранном виде.

Это цельнометаллический гидросамолет, который мог нести одну 800-килограммовую торпеду или 250-килограммовую бомбу. Его максимальная скорость составляла 475 км/ч, а дальность полета –  1,2 тысячи километров. В походном состоянии самолеты хранили в ангаре, который находился в рубке.

Открытый ангар на субмарине I-400
Открытый ангар на субмарине I-400

Все оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выходить за радиус воздушного винта. Для их запуска на лодках применяли стартовую катапульту и стартовые рельсы. Но проверить в деле большие подводные авианосцы японцы так и не смогли: ни одна из трех построенных субмарин проекта I-400 не успела принять участие в конфликте. Японские подводные авианосцы, вероятно, не могли принести победу Стране восходящего солнца, пусть даже если бы их построили в гораздо большем количестве.

Европейские подводные авианосцы

Еще до Второй мировой Великобритания всерьез рассчитывала на такое оружие. Одна из самых любопытных страниц британского подводного флота связана с субмариной HMS M2, которую построили в 1919-м. В 1927 году ее переоборудовали в первый подводный авианосец в мире.  Лодка потерпела кораблекрушение в британском заливе Лайм, графство Дорсет, в 1932 году. M2 оставила свою базу в Портленде 26 января 1932 года и направилась в сторону Вест-Бэя для проведения учений. Она несла на борту разведывательный одномоторный гидросамолет-биплан Parnall Peto. Во время выхода в эфир, в 10:11, было заявлено о наблюдаемом судне «Титания». Его капитан тоже отметил, что видел корму большой подводной лодки при погружении, но не придал этому значения. На связь лодка больше не выходила: как оказалось, экипаж из 60 человек погиб.ританский подводный авианосец HMS M2.

Британская авианесущая подлодка HMS M2
Британская авианесущая подлодка HMS M2

Еще более загадочной оказалась гибель французского подводного авианосца. Подлодку спустили на воду 18 октября 1929 года и ввели в состав флота в мае 1934-го. Она несла легкий разведывательный гидросамолет Besson MB.411, предназначенный для разведки и корректировки артиллерийского огня. На момент нападения Германии на Францию в 1940 году субмарина находилась на ремонте в Брестe. С одним работающим двигателем и заклиненным рулем ей удалось пересечь Ла-Манш и прибыть в британский Портсмут. Дальнейшая служба лодки оказалась непростой из-за огромного количества поломок. Двенадцатого февраля 1942 года «Сюркуф» вышел в море и взял курс на Панамский канал для перехода в Тихий океан, при этом на лодке исправно работал только один двигатель. В точку назначения «Сюркуф» не прибыл. Самой вероятной причиной ее гибели предполагается столкновение с американским сухогрузом «Томсон Лайкс» 18 февраля 1942 года.

Французский подводный авианосец «Сюркуф»
Французский подводный авианосец «Сюркуф»

Нынешнее время

Еще в 2010 году стало известно о разработке конструкторским бюро Skunk Works беспилотника Cormorant, способного стартовать с борта субмарины «Огайо» из подводного положения.

Подводная лодка типа «Огайо»
Подводная лодка типа «Огайо»

В качестве взлетной площадки предложили использовать пусковые шахты баллистических ракет UGM-133A «Трайдент II» (D5). Из шахты БПЛА будет не «выстреливаться», как ракета, а скорее всплывать. Как только он окажется на поверхности, включатся реактивные двигатели, и аппарат взлетит прямо с воды. Выполнив свою задачу, он сможет вернуться в точку встречи с подлодкой и опуститься обратно на морскую поверхность c помощью парашюта. Затем дрон «утянут» обратно, используя трос.Такой аппарат может в очередной раз переосмыслить концепцию морской войны, однако идея выглядит дорогой, рискованной и технически сложной и за последние годы новой информации о разработке Cormorant почти не поступало. 

Беспилотник Cormorant
Беспилотник Cormorant

А в нашей стране одно время обсуждался проект гигантской лодки-авианосца проекта 941бис, имеющей взлетно-посадочную палубу и способной запускать самолеты Су-33. К большому сожалению, это всего лишь модель, полет технической фантазии.

Проект 941бис
Проект 941бис

Но в советские годы проект создания подводного авианосца реально существовал, хоть он был весьма далек от представленной модели. В 1937 году разрабатывали проект 41а, который планировали оснащать гидросамолетом «Гидро-1». Ангар на лодке проектировали величиной в 2,5 метра в диаметре и 7,5 метра в длину. Самолет мог развивать скорость до 183 км/ч, его подготовка к полету должна была занимать примерно пять минут. Но проект так и не реализовали. 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
Необязательное поле
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Pin It on Pinterest

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x