Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Эту публикацию я хочу посвятить кораблю, единственному в своём классе, в составе Военно-морского флота России. Встречайте — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»!

Спущен на воду в 1985 году, в 1990 году ТАВКР назван в честь Адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова. Входит в состав Северного флота. Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок; имеет также задачу поддержки десантных операций.

Шеврон ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
Шеврон ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» является единственным авианесущим кораблём в мире, который может находиться в Чёрном море, так как по конвенции Монтрё проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещён, а ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» обладает ракетным вооружением и на этом основании заявляется как «авианесущий крейсер».

История создания и назначение корабля

ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

История создания ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» связана с другими кораблями, созданными по проекту 1143. Основные задачи авианосных кораблей СССР существенно отличались от авианосных ордеров США:

  • обеспечение безопасности атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
  • противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
  • поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
  • обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение высадки морского десанта.

Проектирование и постройка

Корабль проекта 1143.5 был разработан в Ленинграде в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством конструкторов Ю. Д. Сергеева, Л. В. Белова.

Устройство ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
Устройство ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Корпус пятого по счёту тяжёлого авианесущего крейсера ВМФ СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. Судовое оборудование и оснащение изготавливалось в Ленинграде на Пролетарском заводе. От предшественников корабль отличался впервые обеспеченной возможностью взлёта и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов.

Постройка впервые в СССР проводилась способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

ТАВКР «Леонид Брежнев» у достроечной стенки. Иллюстрация из журнала Soviet Military Power 1987 года
ТАВКР «Леонид Брежнев» у достроечной стенки. Иллюстрация из журнала Soviet Military Power 1987 года

Ещё до окончания сборки, после смерти Л. И. Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь. Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка. Погрузка на корабль и монтаж вооружения (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года «Леонид Брежнев» переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа.

21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, чтобы дать возможность лётчикам провести цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки на «Тбилиси» МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первую в СССР посадку на корабль «по-самолётному» (горизонтально) совершил на Су-27К лётчик-испытатель ОКБ Сухого Виктор Пугачёв. В тот же день осуществлены первые взлёты с авианосца самолётов МиГ-29К (лётчик-испытатель ОКБ Микояна Токтар Аубакиров) и Су-25УТГ, а на следующий день, 2 ноября 1989 года — Су-27К. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 года вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года корабль переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Авиакрыло и его вооружение

ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» рассчитан на базирование и обслуживание 28 самолётов и 24 вертолётов, а без учёта транспортировки в специальных зонах на палубе — 30—36 лётных аппаратов.

Взлетная палуба ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
Взлетная палуба ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Большая штатная загрузка вертолётами связана с направленностью корабля на противолодочные операции вертолётами Ка-27ПЛ. Текущая концепция формирования авиационной группы корабля предполагает сокращение количества базируемых Су-33 с заменой на лёгкие и более компактные по размерам истребители-бомбардировщики МиГ-29К, что позволяет увеличить число базируемых самолётов до 36 единиц. Количество базируемых вертолётов сокращено в пользу самолётов до 17 единиц.

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов»
МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов»

Основу текущего авиакрыла составляют новые российские палубные истребители-бомбардировщики МиГ-29К и МиГ-29КУБ числом 26 единиц. МиГ-29К отвечает современным требованиям к палубной авиации, так как оборудован последней авионикой, включая инфракрасный пеленгатор целей, наведение ближних ракет «воздух-воздух» по повороту головы лётчика, имеет средства малозаметности, а главное новую АФАР РЛС «Жук-М» с большой дальностью обнаружения (200 км — истребитель, 300 км — эсминец) и возможностью управлять наведением корректируемых вариантов бомб КАБ-500, так и дальними ракетами против самолётов РВВ-АЕ (110 км) и кораблей Х-35 (260 км). Кроме этого, на вооружении имеется 18 единиц тяжёлых палубных истребителей-бомбардировщиков Су-33, модернизированных также до последнего уровня авионики и боевой загрузкой бомб и ракет до 6,5 тонны. Состав авиагруппы меняется в зависимости от задач. Например, формирование ударной группы из новых вертолётов Ка-52К позволяет выполнять поддержку десантных операций, дублируя часть функциональности таких УДК, как «Мистраль».

Средства самообороны и поддержки живучести

ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на репетиции парада кораблей Северного флота и военно-спортивного праздника на Североморском рейде. 27 июля 2017 года

Зенитно-ракетные комплексы

«Адмирал Кузнецов» имеет постоянно модернизируемое собственное ближнее противоракетное оружие для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из четырёх шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), восьми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), шести шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48 000 снарядов).

Противоторпедные системы

«Адмирал Кузнецов» имеет также эшелонированную защиту от торпед из двух установок РБУ-12000 (60 ракет), включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развёртывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого корабля. Живучесть обеспечена множеством переборок, выдерживающих попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, корабль может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственного ордера, который может сосредоточиться на уничтожении носителей ракет и торпед.

Противокорабельные ракеты «Гранит»

«Адмирал Кузнецов» несёт 12 пусковых установок 4К-80 для тяжёлых ракет «Гранит», способных поражать цели на 600 км с забрасываемым весом 750 кг. Пусковые установки «Гранит» смонтированы под трамплином полётной палубы, и при их пусках полёты прекращаются, так как на полётной палубе открываются люки шахт. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.

ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Технические характеристики

  • Взлётная палуба
  • Общие характеристики
  • Длина — 305,0 м
  • Длина по ватерлинии — 270 метров
  • Ширина наибольшая — 72 метра
  • Ширина по ватерлинии — 35,0 м
  • Осадка — 10,0 м[96]
  • Стандартное водоизмещение — 43 тыс. тонн
  • Полное водоизмещение — 55 тыс. тонн
  • Максимальное водоизмещение — 58,6 тыс. тонн

Энергетическая установка

  • Паровые турбины — 4 × 50 тыс. лошадиных сил
  • Количество котлов — 8
  • Количество винтов — 4
  • Мощность турбогенераторов — 9 × 1500 киловатт
  • Максимальная скорость — 29 узлов
  • Дальность хода на максимальной скорости — 3850 миль при скорости 29 узлов
  • Экономичная скорость — 18 узлов
  • Максимальная дальность хода — 8000 миль при скорости 18 узлов
  • Автономность — 45 суток.

Вооружение

На 2014 год в составе авиакрыла находятся 28 самолётов и 17 вертолётов:

  • 14 палубных истребителей Су-33 (и ещё 7 Су-33 находятся на хранении)
  • 10 палубных истребителей МиГ-29К
  • 2 палубных учебно-боевых истребителя МиГ-29КУБ
  • 2 учебно-тренировочных самолёта Су-25УТГ
  • 15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС
  • 2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31

Также тяжёлый авианесущий крейсер вооружён:

  • 12 × ПКРК 4К80 «Гранит»
  • 24 × ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
  • 8 × ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)
  • 2 × РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)
  • 6 × АК-630

Экипаж

  • Экипаж — 1960 человек
  • Авиаперсонал — 626 человек
  • Командный состав — 55 человек

Один комментарий к “Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

  1. Довелось служить ещё на «Киеве», первом корабле проекта 1143, как противолодочный корабль был достаточно эффективен. Средиземку процеживали быстро и тщательно. По тем временам у американцев были на вооружении Поларисы,а они по дальности из Атлантики центральную часть Союза не доставали,поэтому толклись в Восточном Средиземноморье,где мы их и пасли. Самолетная группа Як-38 была оружием чисто символическим. А Кузнецова жалко,на момент ввода в строй был полный развал уже,так и не смогли корабль довести до ума.

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest