Тяжелый Ракетный Подводный Крейсер проекта 941 «Акула»

Проект 941 «Акула»

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН) проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия самых крупных в мире подводных лодок отечественного производства. Проект разработан в ЛПМБ «Рубин» (в настоящее время — ЦКБ МТ «Рубин»).

История создания

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. ооружение ТРПКСН проекта 941. Первая лодка этого типа ТК-208 («тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года,

Строительство ТПРКСН проекта 941
Строительство ТПРКСН проекта 941

спуск на воду состоялся 29 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Головной крейсер вышел на морские испытания 4 июля 1981 года, а уже 12 декабря 1981 года вступил в строй.

Лодка проекта 941 на предприятиии «Севмаш»
Лодка проекта 941 на предприятиии «Севмаш»

Всего планировалось построить 12 лодок проекта 941 «Акула», но заложено было, спущено на воду и введено в строй всего 6 лодок, с 1981 по 1989 год.

ТК-12 «Симбирск» проекта 941
ТК-12 «Симбирск» проекта 941

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику.

ТК-12 «Симбирск» проекта 941 во льдах Арктики
ТК-12 «Симбирск» проекта 941 во льдах Арктики

Конструкция

Большой запас плавучести и особая конструкция прочной рубки, позволяют лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки.

Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941
Общая схема внутреннего устройства ТРПКСН проекта 941

Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки — 19. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

ТРПКСН проекта 941
ТРПКСН проекта 941

Прочные корпуса изготовлены из стали типа АК, лёгкий — стальной, покрыт звукоизолирующим резиновым покрытием общим весом 800 тонн. Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами.

ТРПКСН проекта 941 «Дмитрий Донской»
ТРПКСН проекта 941 «Дмитрий Донской»

Для того, чтобы лодки были способны нести дежурства в высоких широтах, ограждение рубки выполнено очень прочным, способным проламывать лёд толщиной 2-2,5 м.

Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2×50 000 л. с., а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки. В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях (фенестронах).

На лодке имеются резервные средства движения — два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.

Обитаемость

Экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортивный зал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок».

Пример одного из внутренних помещений ТРПКСН проекта 941

Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования.

Вооружение

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20 трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая.

Пусковые шахты ТРПКСН проекта 941
Пусковые шахты ТРПКСН проекта 941

Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям.

Вооружение ТРПКСН проекта 941
Вооружение ТРПКСН проекта 941

Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений. Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Ракетоносцы проекта «Акула» оснащаются следующим радиоэлектронным вооружением:

  • боевая информационно-управляющая система «Омнибус»;
  • аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС»[32] (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»);
  • гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационный комплекс «Симфония»;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100;
  • две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.
Подлодки проекта 941 на своей базе (губа Нерпичья)
Подлодки проекта 941 на своей базе (губа Нерпичья)

Текущий статус проекта 941

Текущий статус проекта 941
Текущий статус проекта 941

В настоящее время из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 утилизированы, 2 корабля выведены из состава флота и готовятся к утилизации, один модернизирован по проекту 941УМ и выполняет задачу в качестве испытательного стенда для морских МБР «Булава».

Тяжелые крейсеры «Петр Великий» и «Дмитрий Донской» следуют на ГВМП-2017
Тяжелые крейсеры «Петр Великий» и «Дмитрий Донской» следуют на ГВМП-2017

Интерактивная модель Проект 941 «Акула»

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
Необязательное поле
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Pin It on Pinterest

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x