Колесная самоходная пушка КСП-76

Первый в СССР внедорожник с пушкой: ГАЗ-68 (КСП-76)

ГАЗ-68 (КСП-76) — опытная советская колёсная противотанковая САУ. Разработана в 1944 году под руководством В. А. Грачёва в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода.

Колёсная противотанковая САУ ГАЗ-68 (КСП-76)
Колёсная противотанковая САУ ГАЗ-68 (КСП-76)

Идея оснастить военный автомобиль пушкой пришла одному из командиров Красной Армии прямо на поле боя. Сделав набросок своей идеи, он поделился им с автомобильными конструкторами, которые воплотили в «железе» внедорожник с тяжелым орудием.

Колёсная противотанковая САУ ГАЗ-68 (КСП-76)
Колёсная противотанковая САУ ГАЗ-68 (КСП-76)

В основе тяжелой машины лежала простая идея сделать колесную, а значит маневренную САУ. Уже в недрах ОКБ было решено снабдить модель КСП-76 не только пушкой, но и броней. Основным предназначением КСП-76 было использование в качестве мобильного огневого средства. Выстрел и перемещение на новую позицию.

Описание конструкции

Броневой корпус

Броневой корпус сварной из катанных стальных листов толщиной от 3 до 16,5 мм. Крыша корпуса открытого типа. В передней части корпуса с правой стороны было размещено рулевое управление и место механика-водителя, слева от механика-водителя размещалось рабочее место командира-наводчика. В корме корпуса слева от пушки находилось место заряжающего.

Колёсная противотанковая САУ ГАЗ-68 (КСП-76)
Колёсная противотанковая САУ ГАЗ-68 (КСП-76)

Вооружение

В качестве основного вооружения использовалась пушка ЗИС-3, обеспечивавшая скорострельность до 15 выстрелов в минуту. Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда составляла 965 м/с. Максимальная дальность стрельбы: до 13 300 метров. Возимый боекомплект — 54 выстрела.

Ходовая часть

Основой силовой установки самоходки КСП-76 был карбюраторный бензиновый двигатель ГАЗ-202 мощностью 85 л.с. С двигателем была сопряжена пятискоростная механическая коробка передач с дистанционным управлением с места водителя. Шасси машины заимствовалось от опытного грузовика ГАЗ-63. С коробки передач крутящий момент передавался на две ведущие оси при помощи раздаточной коробки и трех карданных валов. Валы и коробка находились в специальном тоннеле, шедшем вдоль корпуса машины. Передняя ось получила постоянный привод, задняя – отключаемый. По сравнению с гусеничными машинами КСП-76 отличалась высокой манёвренностью и низким силуэтом.

Прототип САУ ГАЗ-68/КСП-76, построенный весной 1944 года, наглядно продемонстрировал преимущества примененных компоновочных решений. При общей длине (с пушкой) 6,35 м и ширине 2,05 м самоходка имела высоту всего 1,55 м. Таким образом, КСП-76 при схожей огневой мощи была на 70 см ниже самоходки СУ-76, что должно было соответствующим образом сказаться на ее живучести в боевых условиях, однако в некоторой мере ограничивало боевые возможности. Боевая масса машины составляла 5430 кг.

Испытания и выводы

В конце весны 1944 года стартовали заводские испытания новой самоходки. На шоссе боевая машина разгонялась до 77 км/ч. Запас хода по шоссе – 580 км. Благодаря использованию колесного шасси КСП-76 имела ряд преимуществ перед гусеничной СУ-76 и ее упрощенным вариантом ОСУ-76, разрабатывавшимся в то же время. Колесная боевая машина была быстрее на шоссе, тише и ниже. Тем не менее, гусеничные самоходки имели лучшие характеристики при передвижении по пересеченной местности.

Колёсная противотанковая САУ ГАЗ-68 (КСП-76)
Колёсная противотанковая САУ ГАЗ-68 (КСП-76)

Первые этапы испытаний сопровождались массой неполадок и проблем. Так, регулярно случались поломки недоведенного переднего моста, коробки передач и карданных валов. Кроме того, отмечалось, что боевое отделение самоходки имеет недостаточный объем и не слишком удобно для работы экипажа. К середине осени в Горьком завершились заводские испытания, после чего новую САУ ГАЗ-68/КСП-76 можно было перегонять на Научно-испытательный бронетанковый полигон в Кубинке. Примечательно, что весь путь от Горького до Кубинки, в том числе обледенелые участки шоссе, колесная САУ прошла своим ходом со средней скоростью 60 км/ч.

Колёсная противотанковая САУ ГАЗ-68 (КСП-76)
Колёсная противотанковая САУ ГАЗ-68 (КСП-76)

По результатам фронтовых испытаний выяснилось, что машина не обладает достаточной манёвренностью для решениях необходимых задач, поэтому дальнейшие работы по КСП-76 были прекращены.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
Необязательное поле
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Pin It on Pinterest

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x