Остов железобетонного корабля «Selma»

Корабли из железобетона

Друзья, согласитесь, что фраза «железобетонный корабль» выглядит достаточно экзотично. Когда я увидел это выражение первый раз, у меня возник легкий когнитивный диссонанс… «Желтый заголовок или макет корабля, установленный на твердой земле» — возникли первые мысли. Я заинтересовался и решил поискать больше материала на эту тему. И вот, что я нашел…

Остов железобетонного корабля «Selma»
Остов железобетонного корабля «Selma»

Для изготовления кораблей и других плавательных средств, испокон веков во всем мире использовали дерево. Шло время, кораблестроение развивалось, появились паровые двигатели, заменившие силу ветра, а вместе с ними стали увеличиваться размеры и грузоподъемность кораблей. Использование древесины становилось все более проблематичным из-за возросших запросов судостроительной отрасли, в том числе по причине высокой стоимости заготовки корабельного леса. В XIX веке начались активные поиски более подходящей замены. Одним из таких альтернативных материалов была сталь, но цена изготовления корабля с таким корпусом была ощутимо высока, а сам процесс изготовления достаточно трудоемким. И тогда судостроители обратили свое внимание на бетон.

История

Историю появления железобетона связывают с именем французского садовника Жозефа Монье, который занимался разведением цветов в длинных ящиках из бетона, которые часто переламывались пополам. Однажды Монье поместил в бетонную массу несколько железных прутьев, и получил крепкую конструкцию. В 1867 году он получил патент на изобретенный им армированный бетон.

Первое плавательное средство в виде весельной лодки, было построено в 1849 году, также французом, Джозефом Ламбо.

Лодка Джозефа Ламбо из армоцемента
Лодка Джозефа Ламбо из армоцемента

Ламбо построил лодку из армоцемента. Армоцемент отличается от железобетона рядом ценных качеств. При равномерном распределении стали по сечению конструкции и при относительно высоком ее содержании получается прочный трещиноустойчивый материал. Идею подхватили американские и европейские инженеры, появились первые попытки изготовления судов из этого материала.

2 августа 1917 года Николай Фегнер (Nicolay Fougner) спустил на воду 84-футовое судно «Namsenfjord». Оно стало первым железобетонным кораблем, предназначенным для путешествий через океан.

Железобетонное судно «Namsenfjord»
Железобетонное судно «Namsenfjord»

После этого американцами было создано аналогичное судно (сухогруз «Faith» ).

Идет строительство железобетонного сухогруза «Faith»
Идет строительство железобетонного сухогруза «Faith»

Почему бетон заслужил столь пристальное внимание со стороны судостроителей? Во время первой мировой войны — серьезная проблема обозначилась в дефиците стали, которая большей частью уходила на производство оружия. Таким образом, строительство судов из железобетона стало определенным выходом из трудного положения – материал оказался долговечным и не боялся льда в зимнее время. Но в процессе эксплуатации проявились и слабые стороны подобных кораблей. Основной проблемой стала толщина корпуса корабля, чтобы по прочности он не уступал металлическим конструкциям, что напрямую влияло на вес — судно становилось тяжелым, и потребляло много топлива при движении. При повреждении корпуса и образовании пробоины, такой корабль быстро шел ко дну. Именно поэтому военные моряки во времена Первой Мировой войны их прозвали «плавающими надгробиями», и боялись нести на них службу. По определенным сведениям, общий тоннаж судов из бетона, построенных в период первой мировой войны, превысил 600 тысяч тонн, общее их число перевалило за тысячу. Это были баркасы, самоходные паромы, грузовые баржи, рыболовецкие и даже океанские суда.

Железобетонная баржа
Железобетонная баржа

В послевоенный период добыча стали вышла на исходный уровень и обрела прежнюю доступность для судостроительной отрасли. Корабли из железобетона сняли с производства за нерентабельностью, а большинство сохранившихся после войны судов затопили.

Сохранившиеся экземпляры судов достойны упоминания, в качестве уникальных исторических образцов железобетонного кораблестроения.

S.S. Atlantus

Это судно спустили на воду в декабре 1918 года. Он признан одним из знаменитых бетонных кораблей времен Первой Мировой войны. «Atlantus» перевозил военнослужащих американской армии после завершения войны из Европы. Также это судно доставляло уголь на берега Новой Англии. Списали корабль в 1920 году и отправили в порт Вирджинии. С того времени Atlаntus стал туристическим аттракционом. Люди ныряли с его палубы в воду, пока один молодой человек не погиб. После этого был поставлен предупреждающий знак на берегу. В конце 50-х, судно раскололось на 2 части.

S.S. Atlantus
S.S. Atlantus

Местоположение

S. S. Atlаntus находится в 150 футах от пляжной линии Sunset Beach, мыс May, NJ.

Знак, установленный рядом с останками S. S. Atlаntus
Предупреждающий знак на берегу, рядом с останками S. S. Atlаntus

Характеристики судна:

Длина: 250 футов

Вес: 2,500 тонн

S. S. Polias

Судно S. S. Polias было построено первым во время ЭПМВ, хоть судно S. S. Atlantus и было спущено на воду месяцем раньше. Оно было построено компанией «Fougner Shipbuilding», NY в 1918 году. С тех пор, как война закончилась, судно использовалось для перевозки угля в Новую Англию.

S. S. Polias
S. S. Polias

В 1920 году судно попало в шторм и было выброшено на рифы возле береговой линии города Maine. Паникующие члены команды (11 человек), не слушавшиеся указаний капитана Richard T. Coghlan’а, пытались выбраться с корабля на спасательной лодке, однако утонули. Остальная часть команды были спасены следующим утром. Несколько попыток освободить судно были тщетными, и вскоре, летом 1924 года, на корабль налетел ураган, разбивший его на 2 части.

Месторасположение:

Судно покоится примерно в 30-ти метрах от порта Clyde Maine. При отливе, незначительная часть корабля становится видимой на некоторое время.

Кормовая часть S. S. Polias
Кормовая часть S. S. Polias

Характеристики судна:

Вес: 250 футов

Длина: 2,500 тонн

S. S. Moffit

Судно S. S. Moffit было нефтяным танкером, сконструированным компанией «A. Bentley & Sons» в Джэксонвилле, Флорида (Jacksonville, Florida) и был спущен на воду 28 сентября 1920 года.

Последнее упоминание о «S. S. Moffit» датируется 1925 годом. Затем оно, скорее всего, было переделано в нефтяную баржу в Новом Орлеане.

Спуск на воду S. S. Moffit
Спуск на воду S. S. Moffit

Характеристики судна:

Вес: 3,696 тонн

Длина: 420 футов

S. S. Cuyamaca

Судно S. S. Cuyamaca было нефтяным танкером, построенным в 1920 году компанией «Pacific Marine Construction Company» в Сан-Диего, Калифорния (San Diego, California). Несколько лет, судно было собственностью Канадо-Французской нефтяной компании «Нью-Йорк», и служило для перевозки нефти между городами Tampico, Baton Rouge и Новым Орлеаном. Наконец, в 1924 оно было переоснащено в нефтяную баржу, работающую в окрестностях Нового Орлеана. В 1926 году — списано за непригодностью.

Спуск на воду S. S. Cuyamaca
Спуск на воду S. S. Cuyamaca

Далее судьба судна остается неизвестным: оно могло утонуть, или быть переделанным.

Характеристики судна:

Вес: 4,082 тонн

Длина: 434 фута

S. S. San Pasqual

Судно S. S. San Pasqual было построено, как нефтяной танкер компанией «Pacific Marine Construction» в Сан-Диего, Калифорния (San Diego, California), и спущено на воду 28 июня 1920 года.

В марте 1921 года, судно было повреждено во время шторма, и было отдано на ремонт на долгие три года.

В 1924 году оно было приобретено кубинской торговой компанией «Old Times Molasses», и использовалось в роли склада.

S. S. San Pasqual
S. S. San Pasqual

Во время кубинской революции Эрнесто Че Гевара использовал судно как тюрьму для пленных солдат-противников. С тех пор судно служило разным целям, от спортивного до рыболовного клуба. Наконец, в 1990 году, оно было окончательно переделано в комфортабельный отель.

В одной из кают железобетонного S. S. San Pasqual
В одной из кают железобетонного S. S. San Pasqual

Местонахождение:

Судно стоит на якоре вот уже почти 20 лет возле побережья Cayo Las Brujas, что на Кубе.

Характеристики судна:

Вес: 4,082 тонны

Длина: 434 фута

S. S. Sapona

S. S. Sаponа был грузовым пароходом, построенным «Liberty Ship Building Company» в Уилмингтоне, Северная Каролина (Wilmington, North Carolina). Спущен на воду в январе 1920 года. Sаponа был приобретен Карлом Фишером в Майями, штат Флорида, который использовал судно как хранилище для нефти.

В апреле 1924, Sаponа была продана Брюсу Бэттелу, живущему на Багамах. Он использовал судно как хранилище для рома и виски, при том, что в те времена спиртное было запрещено. В 1926, судно было выброшено на риф сильным штормом. Все попытки починить его были безуспешными.

Остов железобетонного судна S. S. Sapona
Остов железобетонного судна S. S. Sapona

S. S. Selma

Судно S. S. Selma было нефтяным танкером, произведенным компанией «F. F. Ley & Company» в городе Мобайл, Алабама, и было спущено на воду 28 июня 1919 года.

11 мая 1920 года, судно столкнулось с причалом в Тампико, Флорида, и было повреждено. Оно было приведено в порядок и транспортировано в Галвестон, Техас, для дальнейшего ремонта. К сожалению, ремонтники в Техасе не имели опыта работы с бетонными кораблями, и тогда правительство решило его списать.

Местоположение

Местом последнего пристанища корабля была выбрана бухта недалеко от острова Пеликан, Техас, и 9 марта 1922 года судно было поставлено на якорь.

Остов судна S. S. Selma
Остов судна S. S. Selma

В 1992 году судно было признано историческим достоянием, и теперь его останки тщательно охраняются.

Характеристики судна

Вес: 4,225 тонн

Длина: 125 метров.

Quartz IX-150

К легендарным образцам послевоенного времени можно отнести бетонный корабль «Quartz» с бортовым номером IX-150.

Quartz IX-150
Quartz IX-150

В 1946 году в США проводились испытания атомной бомбы под названием «Перекрёсток». Несколько судов, в том числе и «Quartz» были помещены в эпицентре взрыва для изучения последствий взрыва.

Существуют и другие образцы бетонных кораблей, встречающиеся в разных точках мира, например неплохо сохранившаяся железобетонная баржа, находящаяся на территории поселка Горячие Ручьи (5 км от ЗАТО Полярный), в прошлом — база разведывательных кораблей Северного Флота.

Железобетонная баржа
Железобетонная баржа

Дефицит стали в годы Второй Мировой войны коснулся и Советского союза, поэтому плавательные средства из железобетона строились и в СССР. Например, в рижском порту Волери у причала стоит железобетонный сухогруз. На корме остались основания надстроек.

Железобетонный сухогруз у причала в рижском порту Волери
Железобетонный сухогруз у причала в рижском порту Волери

Бетонные корабли не получили развития, но они прочно вошли в историю кораблестроения.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
Необязательное поле
4 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Юрий Григорьевич
Юрий Григорьевич
29.02.2020 22:38

Во время Великой Отечественной войны из США по лендлизу в дальневосточные порты СССР шли грузы на железобетонных судах. Суда эти американцы считали одноразовыми и обратно не перегоняли. Однако в СССР они прослужили потом ещё лет по 15-20.

Михаил Мирошников
Михаил Мирошников
29.02.2020 22:41

Спасибо за интересную информацию! Добавлю ещё такой класс судов как дебаркадеры из железобетона,их было огромное количество на Волге и других реках. Есть и сейчас,но меньше.

Михаил Мирошников
Михаил Мирошников
29.02.2020 22:42

В Выборге находится железобетонный сейнер «Бриз»постройки 1975 г. Кому интересно, вот литература по данной теме:
В.А. Мишутин «Исследование судостроительных бетонов», Л.: Судостроение. 1967
Н.М. Егоров и т.д. «Справочник по железобет. судостр.», Л.: Судостроение. 1969
Г.М. Синцов и т.д. «Конструкция и прочность железобетонных судов», Л.: Судостроение. 1969

Pin It on Pinterest

4
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x