Паровоз Borsig BR05001

Borsig BR05: непризнанный рекорд красной ракеты

В 1931 году в Германии были начаты конструкторские работы по созданию пассажирского паровоза, способного развивать скорость в 150 км/ч, которые возглавил выдающийся немецкий конструктор Рихард Вагнер (не путать с одноименным композитором). Проектируя новую серию паровозов, получившую обозначение BR05, Вагнер старался внедрять необычные новшества, связанные с невиданной ранее скоростью паровоза, такие как обтекатели и переднее расположение кабины. Модель локомотива прошла продувку в аэродинамической трубе. По окончании подготовки предварительного технического проекта, в качестве производителя была выбрана компания Borsig. Окончательно BR05 был сконструирован Адольфом Вольфом. Новый локомотив обладал высокой скоростью, поэтому особое внимание было уделено аэродинамике и эффективной тормозной системе. Всего было построено три паровоза BR05 с колесной формулой 4-6-4 (Немецкий рейхсбанский класс 05 стандартной серии локомотивов DRG).

Паровоз Borsig BR05001 - первый в серии BR05
Паровоз Borsig BR05001 — первый в серии BR05

Первый паровоз был сдан в эксплуатацию 8 марта 1935 года. Это событие получило широкое освещение в средствах массовой информации нацистской Германии. Вскоре паровоз принял участие в торжествах по случаю столетия немецких железных дорог, после чего начались скоростные испытания. Локомотив развил скорость 181 км/ч, тормозной путь составил 1375 м. В 1936 году BR05001 стал официальным паровозом немецких олимпийских игр.

BR05001 - официальный паровоз немецких олимпийских игр 1936 года
BR05001 — официальный паровоз немецких олимпийских игр 1936 года

17 мая 1935 года был выпущен второй паровоз, BR05002. По сравнению с первым он имел некоторые усовершенствования: на нем был установлен прибор для измерения количества расходуемого пара, кроме того локомотив имел роликовые подшипники. Эта модификация позволила паровозу развить ещё большую скорость.

На нескольких тестовых поездках с поездом весом 250 тонн, BR05002 развивал скорость до 195,7 км/ч, что допускало возможность разогнать паровоз и до 200 км/ч, что и было достигнуто во время рейса 11 мая 1936 года. Локомотив шёл с четырьмя пассажирскими вагонами, но, так как никакими средствами измерения, кроме локомотивного скоростеметра, скорость не была зафиксирована, рекорд не мог быть засчитан официально, а считался лишь заявленным производителем. Тем не менее, достигнутая скорость в 200,4 км/ч была неофициально признана как мировой рекорд.

Рекорд скорости паровоза BR05002
Рекорд скорости паровоза BR05002

Этот рекорд BR05002 (для паровозов) продержался чуть более двух лет. Абсолютный же рекорд скорости, в те времена для рельсового транспорта, принадлежал немецкой же экспериментальной автомотрисе (Мой пост об этом: Удивительный железнодорожный цеппелин: Schienenzeppelin).

Паровоз BR05003 сильно отличался от предыдущих двух машин.

Паровоз Borsig BR05003 - третий в серии BR05
Паровоз Borsig BR05003 — третий в серии BR05

Аэродинамические обтекатели первых двух паровозов серии мешали обзору для машинистов, поэтому на новом локомотиве было решено разместить кабину спереди. В новой компоновке паровоз был развёрнут, его топка была спереди, а дымовая коробка расположилась сзади. В Германии существовали проблемы с жидким топливом, поэтому паровоз имел пылеугольное отопление. Для этого был установлен 14-метровый стокер, который перемещал уголь из тендера через весь паровоз в переднюю кабину. Этот узел паровоза был тяжёлым и громоздким, и не обеспечивал равномерную подачу угля, который быстро сгорал. BR05003 был построен в 1937 году, а уже в 1939-м был возвращён обратно производителю, где выполнинили установку турбовентилятора для регулировки давления в камере сгорания. Но существенно улучшить производительность при помощи этой модификации так и не удалось. Через пять лет эксплуатации, Deutschen Reichsbahn в 1944 году переделала BR05003 в обычный паровоз с задним расположением кабины и без обтекателей.

2 марта 1943 года BR05001 попал в аварию, столкнувшись с маневровым локомотивом, сошёл с рельс и опрокинулся, к концу января 1945 году он был восстановлен. Паровозы BR05 ещё несколько лет водили экспрессы, и были списаны только в 1958 — 1960 годах. Головной локомотив после вывода из эксплуатации был отремонтирован и получил восстановленный обтекатель и довоенную ярко-красную окраску.

Паровоз Borsig BR05001 в транспортном музее Нюрнберга
Паровоз Borsig BR05001 в транспортном музее Нюрнберга

В настоящее время он находится в транспортном музее в Нюрнберге.

Характеристики BR05:

  • Производитель: Borsig
  • Год постройки: 1935 — 1937
  • Всего построено: 3
  • Нумерация: 05001 — 05003
  • Колея: 1435 мм
  • Осевая формула: 2-3-2
  • Нагрузка на ось: 19,1 — 19,4 т
  • Масса: 124 — 130 т
  • Длина: 26,3 — 27 м
  • Диаметр ведущих колес: 2300 мм
  • Количество цилиндров: 3
  • Размер цилиндра: 450 х 660 мм
  • Мощность: 2400 л/с
  • Максимальная скорость: 200 км/ч
  • Основной эксплуататор: Deutschen Reichsbahn (Германия)
0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
Необязательное поле
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Pin It on Pinterest

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x