Паровоз ЛВ18-002

История отечественных паровозов: от Российской империи до СССР

Одним из самых удивительных механизмов, созданных человеком, можно по праву считать паровоз. В нем нашли свое применение сразу все четыре стихии: металл, огонь, воздух и вода. Эта публикация расскажет историю отечественного паровозостроения.

Паровоз Черепановых
Паровоз Черепановых

Первый паровоз в России был построен отцом и сыном Е.А. и М.Е. Черепановыми в 1833 г., на два года опередившими постройку первого паровоза в Германии. Он отличался от зарубежных паровозов оригинальными удачными конструктивными решениями. Этот паровоз перевозил до 3,2 т груза со скоростью около 16 км/ч, второй паровоз, построенный в 1835 г., мог возить груз уже в тысячу пудов (16,4 тонн) со скоростью 16,4 км/ч.

Тем не менее, паровозы для первой русской железной дороги — между Петербургом и Царским Селом, открытой для общего пользования в 1838 году, были заказаны за границей. Только сооружение Петербурго-Московской железной дороги, начатое в 1843 году, явилось основанием для начала русского паровозостроения. Первые паровозы для этой дороги были построены Александровским заводом в 1845 г. – товарные типа 0-3-0 (позже часть была переделана в тип 1-3-0 – впервые в мире) и пассажирские типа 2-2-0.

Пассажирский паровоз типа 2-2-0
Пассажирский паровоз типа 2-2-0

Уже в середине 60-х годов XIX века в России начинается бурное строительство железных дорог, что, соответственно, приводит и к росту потребностей в паровозах. В 1868 г. правительство заключает контракты с рядом российских заводов. В 1869 г. началась постройка паровозов на Коломенском и Камско-Воткинском заводах; в 1870 г. – на Невском и Мальцевском заводах; в 1892-1900 г. – на Брянском, Путиловском, Сормовском, Харьковском и Луганском.

Отечественное паровозостроение имело свой собственный путь развития. Сформировалась российская школа паровозостроения. Выдающиеся русские инженеры и конструкторы А.П.Бородин, Е.Е.Нольтейн, В.И.Лопушинский и другие создали ряд новых типов паровозов и внедрили на них немало усовершенствований.

Паровоз типа 0-4-0 серии Ов-324
Паровоз типа 0-4-0 серии Ов-324

В 1878 г. на Коломенском заводе были построены первые в мире пассажирские паровозы с передней тележкой, что способствовало повышению безопасности движения поездов. За рубежом такие паровозы появились только в 1892 г. Паровозы с четырьмя движущими осями, появившиеся в России еще в 60-х годах XIX века, непрерывно совершенствовались и к 1893 г. широко применялись на железных дорогах.

В 1891 г. впервые в истории паровозостроения был построен паровоз с конденсацией пара.

Танк-паровоз тип 44
Танк-паровоз тип 44

В конце XIX века русские инженеры первые в мире использовали пароперегреватели. В этот же период первыми применили на паровозах двукратное расширение пара. Был обоснован и использован принцип унификации и взаимозаменяемости деталей и узлов в паровозах. Была организована постройка сочлененных паровозов – задолго до появления их в Америке.

Паровоз серии Ѳ (фита)
Паровоз серии Ѳ (фита)

К началу XX столетия Россия полностью освободилась от иностранной зависимости в области паровозостроения. К этому же времени были созданы многие замечательные конструктивные формы русских паровозов, дальнейшее развитие которых привело к самым передовым образцам паровозостроения.

С 1898 по 1917 г. на заводах России было построено 16064 паровоза. Паровозный парк дореволюционной России отличался высокой разнотипностью. Поэтому в 1912 г. циркуляром Управления железных дорог Министерства путей сообщения впервые была введена буквенная система обозначений серий паровозов как для казённых, так и для частных железных дорог. Согласно ей, все старые товарные паровозы с 3-мя движущими осями (типы 1-3-0, 0-3-0, 0-3-1) получили обозначение серии Т (трёхосные), типа 0-4-0 выпущенные до паровозов «нормального типа» – Ч (четырёхосные), паровозы «нормального типа» – О (основные) и т.д.

Советский период паровозостроения берёт свое начало с декабря 1920 г., когда был принят пятилетний план восстановления паровозного хозяйства.

В 1925 г. был спроектирован и построен новый пассажирский паровоз Су, который являлся одним из лучших пассажирских паровозов.

Паровоз Су-250-64
Паровоз Су-250-64

Начиная с 1926 г. на протяжении длительного периода на паровозостроительных заводах строились усовершенствованные и усиленные грузовые паровозы Эу, Эм и Эр.

Паровоз серии Эу
Паровоз серии Эу
Паровоз Эм-733-69
Паровоз Эм-733-69
Паровоз Эр-762-78
Паровоз Эр-762-78

В 1931 г. был создан самый мощный в Европе грузовой паровоз типа 1-5-1 серии ФД, а в 1932 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе началась серийная постройка этих паровозов.

Паровоз ФД (Феликс Дзержинский)
Паровоз ФД (Феликс Дзержинский)

В начале 1932 г. был разработан проект и построен мощный пассажирский паровоз типа 1-4-2 серии ФДп.

В 1934 г. был построен паровоз типа 1-5-0 серии СО. Паровозы этой серии строили на различных заводах до1950 г. Они были широко распространены на сети железных дорог.

Паровоз СО18-3100
Паровоз СО18-3100

В послевоенный период паровозостроения в СССР были выпущены два серийных типа грузовых паровозов с пятью сцепными осями в жесткой раме с нагрузкой на ось 18 т: паровозы 1-5-0 серии Л и 1-5-1 серии ЛВ с расчетной силой тяги соответственно 221,5 и 231,5 кН.

Паровоз Л-3653
Паровоз Л-3653
Паровоз ЛВ18-002
Паровоз ЛВ18-002

В 1950 г. был выпущен первый опытный мощный пассажирский паровоз типа 2-4-2 (П36), обладающий высокими эксплуатационными качествами. Несколько таких паровозов было построено в1953 г., а в 1955 г. было начато их серийное производство.

Паровоз П36
Паровоз П36

Ввиду низкой экономичности постройка паровозов в нашей стране с 1956 г. прекращена. До 1957 г. было разработано, построено и эксплуатировалось на железных дорогах страны до 400 типов паровозов.

По экономичности и мощности паровоз уступает тепловозу и электровозу, однако значительно превосходит их по выносливости и неприхотливости. Паровоз способен выдерживать 400 процентов перегрузок относительно расчетной мощности, а отапливаться может порой совершенно невообразимыми видами топлива, например, сырыми осиновыми дровами, а в годы гражданской войны, бывало, и сухой воблой. Ремонт паровоза стоит значительно меньше, чем тепловоза или электровоза, также значительно дешевле, чем электроэнергия и солярка, обходятся уголь и мазут. Именно эти качества паровоза во многом определили бесперебойность работы железных дорог во время Великой Отечественной войны.

Паровоз остается одним из уникальных технических творений человечества, безраздельно господствовавшим на железнодорожном транспорте более 130 лет. В настоящее время часть паровозного парка законсервирована, но при необходимости работоспособность паровозов может быть восстановлена.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
Необязательное поле
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Александр Щербаков
Александр Щербаков
07.03.2020 11:48

Спасибо за статью. Паровозы завораживают.

Pin It on Pinterest

1
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x