Первый паровоз Черепановых

История первых российских паровозов

Эта публикация посвящается паровозам Черепановых — первым паровозам в России и одними из первых построенных в мире.

Первый паровоз был построен Ефимом и Мироном, отцом и сыном Черепановыми в 1833 году на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов. Испытания паровоза начались в августе 1834 года.

Чертеж черепановского паровоза, выполненный Аммосом Черепановым. 1834 г
Чертеж черепановского паровоза, выполненный Аммосом Черепановым. 1834 г

Устройство этого паровоза и история его создания были описаны в пятом номере «Горного журнала» за 1835 год. Из этой статьи нам известно, что при создании паровоза Черепановы столкнулись с несколькими техническими проблемами. В частности первоначально котёл не давал достаточно жара и не производил необходимое количество пара. Также перед Черепановыми встала проблема создания устройства реверса, которое позволяло менять направление движения паровоза без разворота. Обе технические проблемы были удачно разрешены инженерами Черепановыми.

Портреты Черепановых
Портреты Черепановых

Сохранились следующие сведения о технических характеристиках паровоза (Данные из издания «Горный журнал»): Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень (853,5 м) чугунным колёсопроводам. Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд (3,3 тонны) тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час (13 — 16 км/ч). Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5 1/2 футов (1676 мм) диаметром 3 футов (914 мм) и из двух паровых лежачих цилиндра длиной 9 дюймов (229 мм), в диаметре 7 дюймов (178 мм). Журнал также упоминает о наличии у паровоза тендера для воды и топлива. Из других источников известны данные о массе паровоза, которая составляла 2,4 тонны (в рабочем состоянии). Осевая формула паровоза — 1-1-0. Бегунковая и ведущая колёсные пары имели одинаковый диаметр.

Паровоз Черепановых в Государственном Политехническом музее Москвы
Паровоз Черепановых в Государственном Политехническом музее Москвы

Второй паровоз

После испытаний первого паровоза Черепановы стали строить второй паровоз, который был достроен в марте 1835 года. Он был вдвое мощнее первого и мог возить груз в тысячу пудов (16,4 тонн) со скоростью 16,4 км/ч.

Чертеж второго паровоза
Чертеж второго паровоза

Основные размеры второго паровоза Черепановых:

Памятник паровозу Черепановых в городе Нижний Тагил
Памятник паровозу Черепановых в городе Нижний Тагил
  • Длина котла — 6 футов (1829 мм)
  • Диаметр котла — 3 фута и 4 дюйма (1016 мм)
  • Диаметр цилиндра — 7,5 дюйма (190,5 мм)
  • Ход поршня — 10 дюймов (254 мм)

В 1836 г. под руководством уральских инженеров была построена чугунная дорога от Медного рудника до Выйского завода для подвоза руды протяжённостью в 854 метра.

Судьба паровозов Черепановых

Частично сохранились выполненные с натуры племянником Ефима Черепанова Амосом чертежи, а также действующая модель паровоза, сделанная ими в 1837 году для промышленной выставки в Петербурге. По ним в 1949 году была изготовлена копия паровоза, которая ныне стоит перед Дворцом культуры железнодорожников напротив вокзала в Екатеринбурге.

Памятник паровозу Черепановых перед Дворцом культуры железнодорожников напротив вокзала в Екатеринбурге
Памятник паровозу Черепановых перед Дворцом культуры железнодорожников напротив вокзала в Екатеринбурге

Несмотря на вполне удачные конструкции, паровозы Черепановых не получили распространения. Одной из причин считается противодействие со стороны подрядчиков конного извоза, не желавших терять свои доходы. Но кроме этого имелись и некоторые объективные причины. В качестве топлива в паровозах Черепановых использовались дрова. Паровоз потреблял их в таком количестве, что вскоре весь лес в окрестностях железной дороги был вырублен, и дрова приходилось возить издалека. Однако создание паровоза Черепановыми свидетельствует о передовом характере русской техники и науки.

Россия стала единственным государством в Европе, где первые паровозы были изготовлены самостоятельно, а не импортированы из Англии.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
Необязательное поле
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Pin It on Pinterest

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x