Паровоз П36

Последний паровоз СССР: П36 «Генерал»

Паровоз П36 (36-го типа), прозвище: «Генерал», за характерные цветные полосы «лампасы» по бокам — советский магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся Коломенским заводом с 1950 по 1956 годы. П36 вобрал в себя все достижения советского паровозостроения вроде аэродинамических элементов кожуха и деталей котла. Многие историки считают, что П36 стал самым красивым паровозом в СССР. Для своего веса паровоз неплохо разгонялся – до 85 км/ч на прямом участке, а его котел выдавал мощность до 3 000 л. с.

Паровоз П36 «Генерал» у перрона на Рижском вокзале
Паровоз П36 «Генерал» у перрона на Рижском вокзале

Массовый паровоз П36 сменил уже устаревший на тот момент СУ и стал последним паровозом в СССР – в свой завершающий рейс П36 отправился в 1974 году.

Наружный осмотр паровоза и обзор будки машиниста

 Паровоз П36 «Генерал»
Паровоз П36 «Генерал»
 Паровоз П36 «Генерал»
Паровоз П36 «Генерал»
Котел паровоза П36
Котел паровоза П36
Будка машиниста. Рабочее место машиниста паровоза П36
Будка машиниста. Рабочее место машиниста паровоза П36
Будка машиниста. Рабочее место помощника машиниста паровоза П36
Будка машиниста. Рабочее место помощника машиниста паровоза П36
Контрбудка. Рабочее место кочегара паровоза П36
Контрбудка. Рабочее место кочегара паровоза П36

Краткая история эксплуатации паровоза П36

Паровозы П36 направлялись на Красноярскую, Калининскую, Белорусскую, Сталинскую, Октябрьскую, Куйбышевскую и Северную железные дороги. На этих дорогах паровозы П36 в основном работали на главных линиях с дальними поездами. Замена паровозов Су на П36, который превосходил их по мощности вдвое, позволяла не только увеличить вес поездов, но и их скорости. Так например при переводе магистрали Москва — Ленинград на обслуживание паровозами П36 время хода пассажирских поездов сократилось на 1 час 45 минут и составило 9 часов 30 минут — лучший результат в регулярной эксплуатации для паровой тяги на этой магистрали, участковая скорость при этом возросла с 58 до 69 км/ч.

Паровоз П36 «Генерал»
Паровоз П36 «Генерал»

Массовый перевод железнодорожных линий на тягу тепловозами и электровозами привёл к отстранению паровозов П36 и переводу их на отдалённые либо менее загруженные железные дороги. Так уже в 1958 году паровозы перестали обслуживать пассажирские поезда на магистрали Москва — Ленинград. П36 стали работать на Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной и Львовской железных дорогах. Но вскоре и на этих линиях паровозы стали заменять тепловозами (в основном ТЭП60) и электровозами (ЧС2, ЧС4, ВЛ60п). Последним годом работы П36 считается 1974 год, когда их ещё эксплуатировали в депо Могоча и Белогорск Забайкальской железной дороги. Последний паровоз серии (П36-0251) стал последним построенным паровозом для Коломенского завода и последним выпущенным в СССР пассажирским паровозом.

Хочу заметить, что поездка на паровозе, особенно в горку, отличается от такой же, но на электро- или тепловозе. Паровоз как будто живой, дышит, живет своей жизнью. Когда машинист дает характерный гудок, паровоз вздыхает, словно большой железный зверь. Еще добавляет впечатлений пар, окутывающий паровоз. Резюмируя, хочу порекомендовать всем прогулку на паровозе, пока есть такая возможность, ведь технологии меняются и паровозы становятся все более глубокой историей…

Видео из поездки и осмотра паровоза и будки машиниста
0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
Необязательное поле
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Александр Георгиевич
Александр Георгиевич
29.02.2020 00:13

Хорошо что есть такие творческие люди, которые заводят механизм вращения нашей цевилизации!

Pin It on Pinterest

1
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x